Роза дамасская

Роза дамасская и другие виды — Rosa damascena Mill. Сем. Розоцветные — Rosaceae

Роза дамасская и другие виды — Rosa damascena Mill. Сем. Розоцветные — Rosaceae

По предположениям ученых, название рода происходит от древнеперсидского наименования растения «wrodon», у греков оно изменилось в «rhodon», у римлян — в rosa. Существуют и другие предположения, о которых рассказано в разделе о шиповнике.

В течение тысячелетий роза остается любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд. Одна из самых древних родилась в Индии. Она повествует о том, что самая красивая женщина в мире — Лакшми появилась из распустившегося бутона розы, состоящего из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Бог Вишну, охранитель Вселенной, увидел красавицу в ее розовой колыбели, разбудил поцелуем и впоследствии сделал своею женой. Лакшми стала богиней красоты, а роза стала считаться священной. У всех народов Востока ее оценивали как высший дар природы. Особенно много легенд о происхождении розы сложено в Древней Элладе. В самой Древней рассказывается, что Земля, увидев дивную красавицу Афродиту, появившуюся из морской пены, решила создать что-либо не менее прекрасное. И создала розу. По другой легенде, розы появились из той самой белоснежной пены, которой было покрыто тело богини, когда она вышла из моря. Увидя на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого роза и приобрела свой нежный аромат. Жрецы храма Афродиты взяли эти цветы и украсили ими алтарь богини. С тех пор роза посвящена Афродите, ее высаживают вокруг храмов, а увядшие на ее челе цветы считаются чудодейственными. Древнегреческий поэт Анакреонт (V в. до н. э.) называл розу радостью Афродиты. Но розы оставались белыми, повествует далее легенда, до тех пор, пока не случилось несчастье с ее любимым Адонисом. Узнав о том, что он смертельно ранен, богиня устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые шипы и камни ранили ей ноги. Из капель божественной крови и появились красные розы.

В другом сказании утверждается, что розы стали красными во время одного из пиршеств богов на Олимпе. Порхая в веселом танце среди пирующих, бог любви Амур своими розово-красными крылышками нечаянно опрокинул сосуд с нектаром. Белая роза, на которую пролился нектар, тотчас сделалась красной и приобрела чудесный аромат божественного напитка.

А вот трагическая история более позднего римского происхождения. Богиня охоты Диана, как известно, отличалась гордым и неукротимым нравом. Приревновала она как-то Амура к красивой нимфе по имени Розас. Подстерегла ее Диана и бросила в куст колючего терновника. Не смогла несчастная выбраться, израненная вся колючками, истекла кровью и умерла. Услышав об этом, на место гибели подруги прилетел Амур и долго оплакивал ее, а потом обратился к Зевсу с просьбой вернуть жизнь Розас. Пожалел Зевс влюбленных — и куст терновника покрылся крупными красивыми цветами с чудесным ароматом. Так из крови и слез влюбленных родилась роза.

Мусульмане считали, что роза появилась по велению Магомета. Рассказывают, что однажды цветы, недовольные правлением своего царя, сонного лотоса, пришли к Магомету с просьбой о назначении нового царя. И тогда появилась царица роза. У народов арабского Востока очень распространена легенда о розе и влюбленном в нее соловье. Несмотря на множество прекрасных песен, которые спел для нее соловей, роза осталась холодна к певцу, а соловей от тоски умер. На самом деле колючая роза служила прекрасной защитой для соловья, который во время пения ничего вокруг не слышит.

А вот одна из сказок, созданных казахским народом. В далекой Стране Роз жил молодой певец по имени Абай-Джан. Его песни любили слушать не только люди, но птицы, деревья и цветы. А в саду у его юрты цвело много роз. Однажды ночью певец услышал, что ему подпевает чей-то голос. Он осмотрел весь сад, но никого не нашел. Настала другая ночь, и он вновь услышал нежный знакомый голос. Он оглянулся и увидел на пороге девушку необыкновенной красоты. Она хотела скрыться, но юноша остановил ее: «Кто ты и откуда знаешь мои песни? — спросил он. — Я одна из тех роз, что растут в твоем саду, но, когда заалеет заря, я снова превращаюсь в розу. Отпусти меня, уже пала роса — предвестник утренней зари». Певец спросил, как помочь ей, он хотел видеть и слышать ее постоянно. И девушка рассказала, что если утром он узнает ее среди других роз, то злые чары рассеются и она навсегда останется человеком.

Когда взошло солнце, юноша подошел к розовому кусту, на котором распустились три совершенно одинаковые розы. Долго смотрел он на них, боясь ошибиться, но вдруг увидел, что на одной из роз не было капелек росы. Вспомнил он слова девушки, сказанные ночью, и уверенно указал на нее: это ты! Алые лепестки розы осыпались, и из куста появилась прекрасная девушка.

По предположениям ученых, первую культурную розу вывели в субтропиках Юго-Восточной Азии. В Индии будто бы она пользовалась таким большим почетом, что даже существовал обычай: всякий, принесший в дар царю розу, мог просить у него все, что пожелает. Розами усыпали путь, по которому в дни торжеств следовали божества и правители, ею уплачивали подати, розами украшались царские покои, а розовой водой обрызгивали стены этих покоев. Роза была известна в Вавилоне. Археологи нашли на Ближнем Востоке фрески с изображением гирлянд из роз, возраст которых приближается к 4000 лет. Выращивали розы и древние египтяне. Розы упоминаются в папирусах, относящихся ко временам фараона Рамсеса II.

Из Египта роза попадает в Древнюю Элладу, где сразу же занимает почетное место царицы цветов и посвящается Афродите. Здесь ее бутон считали символом бесконечности, выраженным в его округлой форме, и вместе с тем — символом кратковременности человеческой жизни, которая проходит так же быстро, как быстро отцветает прекрасная роза.

Венками из роз и мирта украшалась невеста, а также дверь, ведущая в ее дом, а постель осыпалась благоухающими лепестками. Розами устилали путь воинам, возвратившимся с победой.

Из Греции роза попадает в Рим и здесь наступает расцвет культа розы. Вначале розу сделали символом строгой нравственности и целомудрия. Выражение «под розой сказано», сохранившееся с тех пор, обозначало соблюдение строгой тайны сказанного. Римляне верили также, что роза вселяет мужество, поэтому на голову воинам надевали венки из роз, на щитах выбивали ее изображение. Розами награждали за выдающиеся заслуги, и был учрежден даже специальный праздник. Но со временем роза становится предметом и символом роскоши. Лепестками роз покрывали полы пиршественных залов. Об одном из последних римских императоров рассказывают, что однажды, когда он устроил пир во дворце, с потолка посыпались розовые лепестки. Сначала гости шумно радовались ароматному Дождю, но лепестки сыпались и сыпались, становилось трудно дышать. Так и погибли многие под грудами розовых лепестков. Некоторые патриции усыпали розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на прогулку. Сам император купался в вине из роз. А Плиний рассказывает следующую историю из жизни египетской царицы Клеопатры. Во время дружеских пиршеств было в обычае бросать в вино лепестки роз с венка того, к кому чувствовали особое расположение. Когда Антоний стал крайне подозрительным и никому не доверял, даже Клеопатре, она велела обрызгать свой венок сильнодействующим ядом. Во время пира, когда Антоний, клянясь ей в любви, осыпал розы с венка Клеопатры в свою чашу и хотел выпить ее, царица остановила его. «Посмотри, дорогой Антоний, как мне было бы легко от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить», — и велела выпить чашу осужденному на смерть. Смерть невольника последовала мгновенно, что сразу отрезвило Антония. Для нужд императорского двора и патрициев выращивалось громадное количество роз, закладывались «розариумы», изобретались теплицы для их выращивания зимою, занимали под посадки роз хлебные нивы и даже выписывали их из Египта, откуда те доставляются целыми кораблями. За корабль роз, приведенный из Египта, римский император Нерон уплатил бочонок золота. Все это подрывало благосостояние народа. «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен ваших роз», — восклицали в Риме в те дни. Первые христиане считали розу цветком разврата и греха и с падением Римской империи культура розы надолго заглохла. Возрождение ее в Европе начинается с XIII в. Участники крестового похода привезли розу во Францию, где ее сначала выращивали близ Парижа. Постепенно она распространяется в других странах Европы. И вот уже в ее честь устраивают народные праздники, на которых выбирают самую красивую девушку, называвшуюся «розьера». Ей на голову надевают венок из роз — «шапель».

А в истории Англии с именем розы связывают одну из самых кровопролитных войн в истории этой страны — войну Алой и Белой розы. В 1455 г. стал вопрос об английском престоле. Претендовали на него два могущественных рода — Ланкастеров и Йорков, каждый из которых имел немало сторонников. Вопрос о судьбе престола решался на собрании в парке Тампль. Ричард Плантагенет из рода Йорков, сорвав с куста белую розу, предложил это сделать всем своим сторонникам. Сторонники Ланкастеров сорвали красные розы и прикрепили их к своим шляпам. Началась тридцатилетняя война, а изображение розы перешло на гербы замков, щиты и знамена. В лондонском парке Тампль долго сохранялись два куста роз, связанных с этим событием.

В средневековой Европе роза — символ преклонения и пламенной любви. Поднесение роз означало признание в любви. К этому времени и в христианской религии роза выступает как символ девственности и целомудрия. Со временем знак розы присваивают себе различные общества. В Париже было общество поэтов «Розати», членом которого мог стать каждый, кто написал хотя бы одно лирическое стихотворение.

В России первая махровая или, как ее называли, «бархатная» роза появилась в XVII в. Ее привез в подарок царю Михаилу Федоровичу немецкий посол. Активно разводить розы в России стали в XVIII в. при Петре I и Екатерине II. При Екатерине в Царскосельском парке закладывается первый розарий, который прозвали розовым полем. И все равно они оставались цветами роскоши и доступны были только состоятельным людям. Между прочим с розой в России связан один курьезный случай. Как-то в царствование Николая I одному из генералов было поручено сопровождать мать императора в Царское Село. Прогуливаясь по парку, генерал был удивлен, увидев часового у совершенно пустого места на дорожке. Заинтересовавшись этим, он стал обращаться ко всем придворным с вопросом о причине нахождения часового у пустого места, но никто ничего не знал. Все говорили только, что так полагается по регламенту. Пост этот занимается часовым уже 50 лет и в приказах значится: сохранять пост, находящийся в 500 метрах от восточного павильона. И вот однажды любознательный генерал узнал следующее. Оказалось, что часовой был здесь поставлен по приказанию императрицы Екатерины II, которая, прогуливаясь по саду, заметила великолепную, только что распустившуюся розу. Она захотела подарить ее одному из своих внуков, а чтобы никто не сорвал ее, поставила возле нее часового. Однако на следующий день она забыла о розе. И вот прошли годы, скончалась сама императрица, давно пропал и сам розовый куст, а часовые продолжали сменяться на том самом месте, где он когда-то рос.

Роза воспета писателями и поэтами всех времен и народов. Справедливо считают, что ни одно другое растение в истории культуры не сыграло такой роли, как роза. Ее воспели все греческие и римские поэты.

Вначале выращивали розу с простыми немахровыми цветкам и среди них иногда попадались формы с большим числом лепестков. Такие формы подвергались отбору, и уже в странах Древнего Вое тока и Древней Греции встречались махровые формы. Геродот, описывая сады македонского царя Мида, указывал, что там росли розы цветки которых имели по шестьдесят лепестков.

В древности был распространен вид розы, называвшейся столелестковой, от нее произошел европейский полумахровый вид — роза гальская, а от последней — роза казанлыкская — основной промышленный вид в настоящее время.

В XVIII в. насчитывалось 18 сортов роз, из них 6 было немахровых. В конце XVIII в. в Европе появилась бенгальская роза, привезенная из Индии, в начале XIX в. — чайные, розовая и желтая из Китая. В 1875 г. появились вьющиеся многоцветковые (полиантовые) розы. Все разнообразие сортов (а к настоящему времени их насчитывается около 20 ООО) возникло в результате скрещивания старых сортов с новыми. Большой любительницей роз была жена Наполеона Бонапарта Жозефина, которая у себя в парке Мальмезон составила большую коллекцию из них.

В России до конца XIX в. не было государственной коллекции роз. И только в 1891 —1892 гг. был заложен розариум в Никитском ботаническом саду. С ним связана одна любопытная история. В 1900 г. главный садовник Никитского сада отдыхал за границей и попутно заехал ознакомиться с розовыми плантациями в Люксембурге. Беседуя с владельцем фирмы, он заметил, что и в России неплохо было бы иметь коллекцию роз. Не успел он вернуться в Крым, как прибыла посылка с коллекцией роз в 2500 сортов. Сад немедленно оплатил посылку, но департамент земледелия не нашел оснований для оплаты, поскольку договор был заключен без его ведома. Так и пришлось главному садовнику оплачивать коллекцию из своего жалования.

Кроме красоты цветка роза имеет еще одно достоинство: необыкновенно гармоничный аромат. «Аромат розы подобен музыкальному аккорду, скомпонованному из многих «нот» запахов, объединенных в одно гармоническое созвучие», — писал немецкий исследователь Н. Миллер, выделивший у роз 25 типов запахов и установивший, что типичный «розовый» запах имеют только красные и розовые сорта. Желтые и белые розы чаще пахнут ирисом, настурцией, фиалкой, лимоном и др. Запах розы зависит от содержания и состава эфирного масла. Среди большого разнообразия сортов розы только немногие пригодны для получения розового масла. Вне конкуренции оказалась знаменитая казанлыкская роза. Первые попытки выращивания ее в Болгарии в окрестностях города Казанлыка были сделаны около 200 лет назад. Условия здесь оказались столь благоприятны, что во второй половине XIX в. район Казанлыка превратился в сплошную розовую плантацию и получил поэтическое название «Долины роз». Выход эфирного масла из лепестков казанлыкской розы 0,04 %, что в несколько раз больше, чем у других видов. Первые попытки выращивания казанлыкской розы в России были предприняты в 70-х годах прошлого века. Но чужестранка с трудом поддавалась акклиматизации, и попытки эти были безуспешными. По-настоящему работы по выращиванию розы были развернуты в 30-х годах нашего века. Были организованы крупные производства на Кубани, в Молдавии, в Крыму. Культивируется главным образом сорт красная крымская, из которой получают масло высокого качества.

Розовое масло — одно из самых дорогих, на международном рынке оно ценится дороже золота и платины. Уборка розы — очень трудоемкий процесс. Ночью распустится бутон, а утром, до восхода солнца, он должен быть сорван. Если он останется на кусте один день, то половина масла будет потеряна. Из лучших сортов розы после переработки 1000 кг лепестков получают чуть больше 1 кг эфирного масла. Розовое масло умели получать и применяли как лекарство в Древней Персии.

В Древней Элладе рассказывали следующую притчу. Будто бы ученики философа Сократа соревновались на самый краткий и остроумный ответ. На вопрос учителя, что в природе является одновременно прекрасным и полезным, один из учеников сорвал розу и молча протянул ее философу. Ему и присуждена была победа.

У Авиценны перечень показаний, при которых используется роза, занимает две страницы. Он рекомендует отвар из лепестков в качестве вяжущего, ранозаживляющего и противовоспалительного средства. «Розы хороши для лечения и желудка… Розовое масло … угашает воспаление желудка». Он считает ее полезной при глазных заболеваниях, головной боли, болях в ушах, заболеваниях полости рта и в других случаях.

В средневековой Европе розовое масло получали следующим образом: брали лепестки красной розы, смешивали их с оливковым маслом и, плотно закупорив, подвешивали на солнце. Выдержав так в течение недели, использовали при лечении ран и ожогов, заболеваний желудка, маточных заболеваниях и во многих других случаях. Считали, что она «полезна обильем целительных качеств».

В современной медицине розовое масло употребляется в составе препарата розанол, применяемого в качестве спазмолитического средства при заболеваниях печени. Розовая вода рекомендуется при воспалительных заболеваниях полости рта. Широко используется масло и в парфюмерной промышленности.


Внимание: Перед использованием народных методов лечения, народный доктор рекомендует проконсультироваться со своим лечащим врачом. Применяя народные средства без врачебного наблюдения, будьте осторожны и при малейших сомнениях приостановите лечение, проконсультируйтесь у врача или смените метод лечения.

Похожие посты

Зверобой продырявленный

aleksandr44

Мята перечная

aleksandr44

Цинхона

aleksandr44

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.