Щитовник мужской

Щитовник мужской

Щитовник мужской (папоротник мужской, кочедыжник, перунов огнецвет, светицвет, жар-цветок) — Dryopteris filix mas (L.) Schott. Сем. Щитовниковые — Aspidiaceae

Родовое латинское название образовано от греческих слов «drys» — дуб и «pteris» — папоротник. Слово pteris — производное от pteron — крыло, перо: ведь лист папоротника очень напоминает крыло птицы. В буквальном переводе родовое название обозначает «папоротник дубовых лесов».

Русское название произошло от славянского «порть» и «пороть», обозначающее крыло. Сейчас это слово полностью исчезло из живой речи и напоминает о нем лишь слово «парить».

На Руси до христианства папоротник был посвящен богу грома и молнии — Перуну. Удивительным казалось это растение: никто никогда не видел его цветков. Значит растение их прячет, а раз прячет, значит в них заключены какие-то необыкновенные волшебные свойства. И вот о папоротнике создаются полные чудес сказания. Будто бы папоротник цветет один раз в году накануне дня Ивана Купала (на 7 июля). Между листьями вначале вырастает светящаяся почка, она шевелится, растет, а ровно в полночь с треском лопается и появляется светящийся ярким светом цветок, при этом раздаются удары грома и сверкают молнии — отсюда и произошли названия огнецвет, светицвет, жар-цветок. А цветок папоротника будто бы обладает необыкновенными свойствами: он способен указывать спрятанные клады, открывать его владельцу прошлое и будущее, делать его невидимым, богатым и счастливым. Счастливый обладатель цветка мог слышать, как разговаривают между собой травы и деревья. Однако охотников до цветка папоротника много и сторожит его нечистая сила. Нужно не только успеть схватить цветок за те несколько мгновений, что он цветет, но преодолеть свой страх и козни нечистого. Вот как описана охота за цветком папоротника у Н. В. Гоголя «…Но вот блеснула в небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных: тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки.

Что тут за невидальщина? Десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ль дьявольская рожа посмеяться? Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя».

Схватив цветок, нужно было бежать без оглядки, что бы ни чудилось сзади. Если испугаешься и оглянешься, исчезнет цветок папоротника, а с ним надежды на богатство и счастье. Крепко верили в народе в волшебные свойства перунова огнецвета. «А сия трава самая наисильнейшая над кладами, царь над цветами — трава папороть!» — утверждал автор одного из рукописных травников. А. Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» рассказывает, как один крестьянин накануне дня Ивана Купала искал в лесу пропавшую корову. В самую полночь он проходил мимо папоротника и не заметил, как цветок его попал ему в лапоть. И внезапно ему стали видимы клады, скрытые в глубине земли, стало ведомо будущее, легко отыскал он пропавшую корову. Возвратясь домой, напугал своих домашних — они слышали его голос, но не видели самого. Однако, снимая лапоть, он уронил цветок папоротника, и вмиг все пропало. Он забыл даже те чудеса, что недавно видел в лесу. Все эти поверья связывали с двумя видами папоротника — мужским и игольчатым. Они настолько близки морфологически, что в народе их не различали.

А вот о женском папоротнике в Вологодской области рассказывали следующее. Если в ночь на Ивана Купалу посидеть, накрывшись скатертью, возле него, то можно увидеть, как пробегут все лечебные травы и каждая скажет, от какой болезни она употребляется.

В связи с этими легендами и возник поэтический праздник Ивана Купалы, когда вся молодежь села отправлялась на ночь в лес на поиски царя цветков. Никто его, конечно, не находил. Но всю ночь в лесу горели костры, пелись песни и водились хороводы. Молодежь особенно увлекали поиски цветка, так как, по рассказам, он сам мог служить приворотным зельем.

Самое интересное, что подобные поверья существовали не только у славян. Жители Тироля верили, что семена у папоротника образуются сразу же после отцветания в Иванову ночь. Вот они-то как раз и помогают отыскать спрятанные в земле клады.

Первое научное описание папоротника как лекарственного растения находим у Диоскорида: «Папоротник бывает двух видов. Мужской его вид представляет собой растение без цветков и плодов. У него есть ветки, опущенные книзу и крепко сидящие на стебле, длиной в локоть и больше. Листья его зубчатые, раскидистые и тонкие, вроде крыльев…» Авиценна рекомендует его в качестве противоглистного («перед тем, как пить папоротник, надо поесть чесноку»), а также ранозаживляющего средства.

Но в средние века он был забыт, хотя нужда в противоглистных средствах была большая. Объяснение этому следует искать в том, что корневища папоротника быстро теряют активность, а также в том, что внешне похожие папоротники отличаются разной физиологической активностью. Это послужило причиной того, что вера в его действенность была подорвана и постепенно он выпал из арсенала научной медицины. Однако в народе продолжали использовать его довольно эффективно. Семейные рецепты сохраняли в тайне и передавали по наследству. Один из таких рецептов был выкуплен французским королем Людовиком XVI в 1775 г. за 18 000 ливров. Рецепт был расшифрован и главной его составной частью оказался экстракт из корневищ мужского папоротника. С тех пор растение включено во все европейские фармакопеи.

Современная народная медицина использует его в качестве противоглистного средства, а также наружно в виде ванн при ревматизме, различных язвах и судорожных сокращениях мышц. В научной медицине применяется густой эфирный экстракт корневищ в качестве средства при ленточных глистах. Корневище ядовито, лечение проводится только под наблюдением врача.

Папоротник мужской — многолетнее споровое растение с крупным косорастущим корневищем бурого цвета. Ежегодно от верхнего молодого конца корневища отрастает пучок крупных красивых дваждыперистых листьев. К середине лета на нижней стороне листа образуется множество мелких бугорков, вначале светло-зеленых, затем буреющих. Бугорки эти имеют почковидную форму и называются сорусами. В них созревают споры. Вот почему папоротник относится к нецветковым растениям. Это представитель споровых, очень древних растений, которые появились на Земле гораздо раньше цветковых и в большинстве своем вымерли.

В этих листьях слишком внешних
В их точеном очертаньи,
Что-то есть миров нездешних…
Стал я в странном содроганьи
И на миг в глубинах духа
(Там, где ужас многоликий)
Проскользнул безвольно, глухо
Трепет жизни жалкой, дикой.
Словно вдруг стволами к тучам
Вырос папоротник мощный,
Я бегу по мшистым кучам…
Бор не тронут, час полнощный.
Страшны люди, страшны звери,
Скалят пасти, копья точат,
Все виденья всех поверий
По кустам кругом хохочут.
В сердце ужас многоликий…
Как он жив в глубинах духа?
Образ жизни жалкой, дикой
Закивал мне, как старуха…
/В. Брюсов/

Папоротник воспринимается поэтом как посланец далекого прошлого, вызвавшего глубоко запрятанные в подсознании картины жизни далекого предка.

Корневища папоротника мужского и игольчатого содержат ядовитые вещества — производные флороглюцина. Относят их к мышечным ядам.


Внимание: Перед использованием народных методов лечения, народный доктор рекомендует проконсультироваться со своим лечащим врачом. Применяя народные средства без врачебного наблюдения, будьте осторожны и при малейших сомнениях приостановите лечение, проконсультируйтесь у врача или смените метод лечения.

Похожие посты

Шоколадное дерево

aleksandr44

Брусника обыкновенная

aleksandr44

Боярышник

aleksandr44

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.