Щитовник мужской

Щитовник мужской

Щитовник мужской (папоротник мужской, кочедыжник, перунов огнецвет, светицвет, жар-цветок) — Dryopteris filix mas (L.) Schott. Сем. Щитовниковые — Aspidiaceae

Родовое латинское название образовано от греческих слов «drys» — дуб и «pteris» — папоротник. Слово pteris — производное от pteron — крыло, перо: ведь лист папоротника очень напоминает крыло птицы. В буквальном переводе родовое название обозначает «папоротник дубовых лесов».

Русское название произошло от славянского «порть» и «пороть», обозначающее крыло. Сейчас это слово полностью исчезло из живой речи и напоминает о нем лишь слово «парить».

На Руси до христианства папоротник был посвящен богу грома и молнии — Перуну. Удивительным казалось это растение: никто никогда не видел его цветков. Значит растение их прячет, а раз прячет, значит в них заключены какие-то необыкновенные волшебные свойства. И вот о папоротнике создаются полные чудес сказания. Будто бы папоротник цветет один раз в году накануне дня Ивана Купала (на 7 июля). Между листьями вначале вырастает светящаяся почка, она шевелится, растет, а ровно в полночь с треском лопается и появляется светящийся ярким светом цветок, при этом раздаются удары грома и сверкают молнии — отсюда и произошли названия огнецвет, светицвет, жар-цветок. А цветок папоротника будто бы обладает необыкновенными свойствами: он способен указывать спрятанные клады, открывать его владельцу прошлое и будущее, делать его невидимым, богатым и счастливым. Счастливый обладатель цветка мог слышать, как разговаривают между собой травы и деревья. Однако охотников до цветка папоротника много и сторожит его нечистая сила. Нужно не только успеть схватить цветок за те несколько мгновений, что он цветет, но преодолеть свой страх и козни нечистого. Вот как описана охота за цветком папоротника у Н. В. Гоголя «…Но вот блеснула в небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных: тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки.

Что тут за невидальщина? Десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ль дьявольская рожа посмеяться? Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя».

Схватив цветок, нужно было бежать без оглядки, что бы ни чудилось сзади. Если испугаешься и оглянешься, исчезнет цветок папоротника, а с ним надежды на богатство и счастье. Крепко верили в народе в волшебные свойства перунова огнецвета. «А сия трава самая наисильнейшая над кладами, царь над цветами — трава папороть!» — утверждал автор одного из рукописных травников. А. Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» рассказывает, как один крестьянин накануне дня Ивана Купала искал в лесу пропавшую корову. В самую полночь он проходил мимо папоротника и не заметил, как цветок его попал ему в лапоть. И внезапно ему стали видимы клады, скрытые в глубине земли, стало ведомо будущее, легко отыскал он пропавшую корову. Возвратясь домой, напугал своих домашних — они слышали его голос, но не видели самого. Однако, снимая лапоть, он уронил цветок папоротника, и вмиг все пропало. Он забыл даже те чудеса, что недавно видел в лесу. Все эти поверья связывали с двумя видами папоротника — мужским и игольчатым. Они настолько близки морфологически, что в народе их не различали.

А вот о женском папоротнике в Вологодской области рассказывали следующее. Если в ночь на Ивана Купалу посидеть, накрывшись скатертью, возле него, то можно увидеть, как пробегут все лечебные травы и каждая скажет, от какой болезни она употребляется.

В связи с этими легендами и возник поэтический праздник Ивана Купалы, когда вся молодежь села отправлялась на ночь в лес на поиски царя цветков. Никто его, конечно, не находил. Но всю ночь в лесу горели костры, пелись песни и водились хороводы. Молодежь особенно увлекали поиски цветка, так как, по рассказам, он сам мог служить приворотным зельем.

Самое интересное, что подобные поверья существовали не только у славян. Жители Тироля верили, что семена у папоротника образуются сразу же после отцветания в Иванову ночь. Вот они-то как раз и помогают отыскать спрятанные в земле клады.

Первое научное описание папоротника как лекарственного растения находим у Диоскорида: «Папоротник бывает двух видов. Мужской его вид представляет собой растение без цветков и плодов. У него есть ветки, опущенные книзу и крепко сидящие на стебле, длиной в локоть и больше. Листья его зубчатые, раскидистые и тонкие, вроде крыльев…» Авиценна рекомендует его в качестве противоглистного («перед тем, как пить папоротник, надо поесть чесноку»), а также ранозаживляющего средства.

Но в средние века он был забыт, хотя нужда в противоглистных средствах была большая. Объяснение этому следует искать в том, что корневища папоротника быстро теряют активность, а также в том, что внешне похожие папоротники отличаются разной физиологической активностью. Это послужило причиной того, что вера в его действенность была подорвана и постепенно он выпал из арсенала научной медицины. Однако в народе продолжали использовать его довольно эффективно. Семейные рецепты сохраняли в тайне и передавали по наследству. Один из таких рецептов был выкуплен французским королем Людовиком XVI в 1775 г. за 18 000 ливров. Рецепт был расшифрован и главной его составной частью оказался экстракт из корневищ мужского папоротника. С тех пор растение включено во все европейские фармакопеи.

Современная народная медицина использует его в качестве противоглистного средства, а также наружно в виде ванн при ревматизме, различных язвах и судорожных сокращениях мышц. В научной медицине применяется густой эфирный экстракт корневищ в качестве средства при ленточных глистах. Корневище ядовито, лечение проводится только под наблюдением врача.

Папоротник мужской — многолетнее споровое растение с крупным косорастущим корневищем бурого цвета. Ежегодно от верхнего молодого конца корневища отрастает пучок крупных красивых дваждыперистых листьев. К середине лета на нижней стороне листа образуется множество мелких бугорков, вначале светло-зеленых, затем буреющих. Бугорки эти имеют почковидную форму и называются сорусами. В них созревают споры. Вот почему папоротник относится к нецветковым растениям. Это представитель споровых, очень древних растений, которые появились на Земле гораздо раньше цветковых и в большинстве своем вымерли.

В этих листьях слишком внешних
В их точеном очертаньи,
Что-то есть миров нездешних…
Стал я в странном содроганьи
И на миг в глубинах духа
(Там, где ужас многоликий)
Проскользнул безвольно, глухо
Трепет жизни жалкой, дикой.
Словно вдруг стволами к тучам
Вырос папоротник мощный,
Я бегу по мшистым кучам…
Бор не тронут, час полнощный.
Страшны люди, страшны звери,
Скалят пасти, копья точат,
Все виденья всех поверий
По кустам кругом хохочут.
В сердце ужас многоликий…
Как он жив в глубинах духа?
Образ жизни жалкой, дикой
Закивал мне, как старуха…
/В. Брюсов/

Папоротник воспринимается поэтом как посланец далекого прошлого, вызвавшего глубоко запрятанные в подсознании картины жизни далекого предка.

Корневища папоротника мужского и игольчатого содержат ядовитые вещества — производные флороглюцина. Относят их к мышечным ядам.


Внимание: Перед использованием народных методов лечения, народный доктор рекомендует проконсультироваться со своим лечащим врачом. Применяя народные средства без врачебного наблюдения, будьте осторожны и при малейших сомнениях приостановите лечение, проконсультируйтесь у врача или смените метод лечения.

Похожие посты

Первоцвет весенний

aleksandr44

Аконит

aleksandr44

Шиповник

aleksandr44

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.