Береза повислая

Береза повислая

Береза повислая (береза бородавчатая) – Betula pendula Roth. (В. verrucosa Ehrh.). Береза пушистая – В. pubescens Ehrh. Сем. Березовые — Betulaceae

Родовое название Betula происходит от латинского слова beatus — осчастливленный, блаженный и связано, по-видимому, с состоянием человека, когда он весной попьет живительного березового сока. По другим сведениям, это название происходит от кельтского betu – береза. Плиний Старший называл березу «гальским деревом».

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
(С. Есенин)

Русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. По-видимому, оно единое не только для всех славянских языков, но и многих индоевропейских и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева).

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля – «березозол». Ввиду того что весна на юге и севере наступала в разные календарные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере — апрель. Березозол — март был первым месяцем года до XV в.; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем.

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева — березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза).

Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку «кормили» в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

В других местах в этот день в селение вносили распустившуюся березу, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой.

У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза — символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала. В качестве ритуального дерево фигурирует в русских заговорах: «На море на окияне, на острове Кургане, стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями».

В Троицу пастухи из березы на пастбище плели венки, один из которых надевали корове на рога. В нем она и ходила целый день. А второй венок пастух отдавал хозяйке вечером. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы – тогда ветки из него тоже добавлялись понемногу в корм.

Парни и девушки на Троицу встречали русалок — шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на березе.

Считалось, что любимое занятие русалок – раскачивание на ветвях березы. В Петров день русалок провожали. Венки развивали и бросали в воду.

С березой связывали гадание по венкам. Обычно во второй половине дня молодежь со срубленной наряженной березкой шла в деревню и гуляла до сумерек. Если по дороге в деревню встречались пруд или река, девушки бросали в воду заранее сплетенные венки из березовых веток и полевых цветов. Если венок тонет, значит, девушка умрет в этом году, а если держится на поверхности, то следят, в какую сторону он поплывет: в той стороне и живет суженый.

Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой, часто это юная девушка в зеленой косынке, и всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Береза давно и широко использовалась человеком как в хозяйственной деятельности, так и при лечении различных заболеваний. В «Лесном словаре» прошлого века сказано: «Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем береза, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может сравниться с сим деревом».

О разнообразии применения березы в крестьянском быту говорит загадка: стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым пеленанье (банный веник, березовый сок, лучина, береста на разбитые горшки).

В народной медицине листья березы широко используют в виде настоев в качестве мочегонного и потогонного средства, а также при ревматизме. Во время Великой Отечественной войны настой из березовых листьев употребляли как напиток, содержащий витамин С в качестве общеукрепляющего средства. В научной медицине почки березы применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени и желчных путей, а также при бронхитах, трахеитах в качестве дезинфицирующего и отхаркивающего средства. Находит применение березовый сок и при некоторых заболеваниях легких, бронхитах как общеукрепляющее средство. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах. Используют в медицине также деготь, получаемый из древесины путем сухой перегонки. Деготь входит также в состав мази Вишневского и мази Вилькинсона. Активированный березовый уголь в виде таблеток «Карболен» применяется в качестве адсорбента при отравлениях и метеоризме.

Во флоре СССР встречается около 40 видов берез. Наибольшую площадь занимают и применяются в виде лекарственных два вида.

Береза повислая – недолговечное дерево. Предельный возраст – 300 лет, но в наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. В зоне смешанных лесов – это часто основная лесообразующая порода. Березовые леса занимают в нашей стране третье место по распространенности (после сосновых и лиственничных). Под пологом березового леса обычно подрастает ель. «Береза – еловая нянька», – говорят в народе. Кора стволов у березы белая, она как бы светится в темноте. У молодых ветвей кора красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками). Листья длинночерешковые, пластинка листа ромбическая или сердцевидная, с вытянутой верхушкой и двоякозубчатым краем. Невзрачные мелкие цветки в сережках распускаются одновременно с развертыванием листьев – в апреле, мае. У березы пушистой молодые побеги и нижняя сторона листьев опушены шелковистыми волосками. Растет на заболоченных местах.

Почки березовые содержат эфирное масло до 3,5-5,3%. В состав его входят бетулен, бетулол и другие вещества. В листьях обнаружены бетулоретиновая кислота, аскорбиновая кислота, гиперозид, дубильные вещества и др. Древесина березы высоко ценится в столярном деле, в больших количествах из нее выжигают древесный уголь, используют как топливо. Березовый веник – непременный атрибут русской оздоровительной бани.

Похожие посты

Магнолия крупноцветковая

aleksandr44

Дурман обыкновенный

aleksandr44

Прострел луговой

aleksandr44

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.