Дуб обыкновенный

Дуб обыкновенный

Дуб обыкновенный (дуб черешчатый) — Quercus robur L. (Q. peduculata Ehrh.) Сем. Буковые — Fagaceae

Родовое латинское название произошло от двух кельтских слов: quer — красный и суеr — дерево, т. е. красное, красивое дерево.

Видовое название robur означает твердое дерево, a pedunculata — черешчатый — дано из-за желудей, сидящих в чашечке-плюске, снабженной ножкой.

Вздохну счастливый и здоровый,
Как дуб-атлет, дубравный бог,
Сломить которого не смог
Ветров напор многовековый.
(А. Граши)

Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали ему чудесные свойства, сочиняли про него былины, легенды, песни; своих героев и защитников сравнивали с этим могучим деревом. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку, нанести ему какой-либо вред. Нарушители запрета жестоко наказывались. У некоторых народов дубы имели покровителей — святых. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших выдающиеся подвиги. Греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев, и посвящали его богу света, наук и искусства — Аполлону. Чтобы прогнать засуху, жрец Зевса Ликейского бросал в воду дубовую ветвь, вызывая таким образом дождь.

В Древнем Риме дуб посвящался верховному богу — Юпитеру, а желуди назывались божественными плодами.

Перед жатвой римляне чтили Цереру, богиню плодородия, пляской и песнями, «поначалу виски листвой увенчавши дубовой». Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события — собрания, свадебные обряды, суды. В священных рощах выделяли наиболее старые деревья, обносили их оградой, за которую разрешалось заходить только жрецам. Здесь жрецы совершали жертвоприношения, делали «оракульские предсказания», якобы, исходившие от божества, живущего в ветвях дерева. Предсказания составлялись в зависимости от шума ветвей и шелеста листьев. Возле такого священного дерева человек был неприкосновенным даже для смертельного врага. Рядом с такими деревьями расставляли скульптуры языческих богов — Перуна, Сварога, Велеса и других, тоже вырезанных из дуба. В жертву приносились мед, брага, пиво, квас, дикие звери, которых живыми бросали в священный огонь из дубовых веток. Взамен люди просили здоровья, удачи в торговле, победы, хорошего урожая: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш — детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки, цветочные гирлянды, куски пряжи, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей».

Но все-таки дуб считался олицетворением мужского начала, поэтому погибших в бою воинов сжигали на погребальных кострах из дубового «древия», так как «дуб — дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». В связи с этим существовал обычай: на праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали дубовыми венками. С дубом связывали сельскохозяйственный календарь:

Дуб одевается — скотина наедается.
Когда дуб развернулся в заячье ухо, сей овес.
Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда на дубу почки распускаются — пора сеять лен на легких землях.

Пытались предсказывать будущий урожай:

Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.
Коли с дуба и березы лист опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
Много желудей на дубу — к теплой зиме и плодородному лету.

Сочинялись пословицы и поговорки:

В лесу дуб рубль, а в столице по рублю спица.
Держись за дубок: дубок в землю глубок.
Стар дуб, да корень свеж.
Что ни дуб — то тулуп, что ни сосёнка, то избенка.

Ученые-археологи утверждают, что первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад. У римского поэта Вергилия по этому поводу читаем:

Землю железом пахать научила впервые Церера
В пору, когда по священным лесам оказалась нехватка
В ягодах и желудях, и Дидона питать перестала.

Гален пишет, что желуди питательнее всех семян, так что даже могут сравниться с хлебными злаками. Сырые желуди для человека опасны, так как содержат ядовитое вещество кверцетин, совсем безвредное для животных. Однако при вымачивании либо обжаривании кверцетин разрушается либо вымывается, и желуди становятся съедобными для человека. Желудевая мука и в настоящее время применяется для выпечки кондитерских изделий.

Особенно поражала людей долговечность этого дерева: возраст некоторых из дубов достигал 1000—1500 лет. Плиний Старший писал, что нетронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира. И сейчас дубы в возрасте 300—500 лет не являются редкостью. Старейшему в Европе Стельмукскому дубу (в Литве) 2000 лет. В Латвии в местечке Эдоле жив дуб — ровесник Риги. В Запорожье у селения Верхняя Хортица живет 800-летний дуб. Диаметр его кроны 43 м. Существует предание, что именно под этим дубом писали запорожцы знаменитое письмо турецкому султану, а в 1648 г. в тени этого дуба отдыхал Богдан Хмельницкий.

В 1974 г. в Армении близ Иждевана рухнул от старости дуб, которому к этому времени исполнилось 1523 года. Он был посажен в 449 г. полководцем Варданом Машиконяном в честь победы над персами.

Всем известны бессмертные строчки А. С. Пушкина:

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Применение дуба в медицине имеет давнюю традицию. Ариценна сообщает: «Они (желуди) обладают вяжущим свойством… листья дуба сильнее вяжут и меньше сушат».

В русской народной медицине заболевшему рекомендовалось хорошо пропотеть, после чего растереться дубовым четвертным платом. Дубовый плат — свежевыдубленный в отваре коры грубый холст. В бане же охотно парились не только березовыми, но и дубовыми вениками, особенно рекомендовали их заболевшим. Старые русские лечебники советовали лечить раны «дубовым листвием» и мелко толченой дубовой корой.

Кроме того, отвар коры дуба употребляли внутрь при поносах, внутренних и наружных кровотечениях, цинге, рахите, как противоядие при отравлении грибами и солями тяжелых металлов.

В России дубовую кору в больших количествах употребляли при выделке кож. Шкуры загружали в большие чаны, пересыпая их послойно кусками дубовой коры, и выдерживали до тех пор, пока Щкуры не окрашивались в коричнево-красный цвет.

В современной медицине дубовую кору, собранную с молодых веток, применяют для полосканий при заболеваниях полости рта, а также для лечения ожогов. Для приготовления отвара две столовые ложки коры заливают одним стаканом горячей воды, кипятят на водяной бане 30 мин, настаивают 10 мин и процеживают в горячем виде.

На земном шаре насчитывается до 600 видов дуба, у нас в стране — 20 видов. Дуб — крупное дерево. В хороших условиях развивает мощную корневую систему, высокий (до 20 м) ствол и раскидистую пирамидальную или шатровидную крону. Листья кожистые, перистолопастные. Зацветают дубы одновременно с распусканием листьев с 30—60-летнего возраста, но обильно плодоносят лишь один раз в 4—8 лет. Цветки мелкие, зеленоватые, с малозаметным околоцветником. Плоды — желуди разной величины и формы, заключены в разросшуюся деревянистую плюску — чашечку. Цветет в мае, плоды созревают в августе — сентябре. Растет чаще в зоне широколиственных лесов, образуя иногда чистые леса — дубравы.

Основные биологически активные компоненты коры дуба — дубильные вещества. Термин «дубильные вещества» был впервые применен в 1796 г. французским ученым Сегеном для обозначения веществ, способных дубить кожу.

Большую ценность представляет древесина дуба. За свою твердость и красивый рисунок она широко используется в мебельном производстве. Особенно ценен мореный дуб, длительно выдерживающийся в воде, содержащий соединения железа и приобретающий красивую черную окраску. Дубовая древесина — один из важных компонентов при изготовлении коньяка.

Велико и эстетическое наслаждение, которое получает человек от этого прекрасного растения.

Похожие посты

Пион уклоняющийся

aleksandr44

Шиповник

aleksandr44

Кофейное дерево

aleksandr44

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.