Дуб обыкновенный (дуб черешчатый) — Quercus robur L. (Q. peduculata Ehrh.) Сем. Буковые — Fagaceae
Родовое латинское название произошло от двух кельтских слов: quer — красный и суеr — дерево, т. е. красное, красивое дерево.
Видовое название robur означает твердое дерево, a pedunculata — черешчатый — дано из-за желудей, сидящих в чашечке-плюске, снабженной ножкой.
Вздохну счастливый и здоровый,
Как дуб-атлет, дубравный бог,
Сломить которого не смог
Ветров напор многовековый.
(А. Граши)
Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали ему чудесные свойства, сочиняли про него былины, легенды, песни; своих героев и защитников сравнивали с этим могучим деревом. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку, нанести ему какой-либо вред. Нарушители запрета жестоко наказывались. У некоторых народов дубы имели покровителей — святых. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших выдающиеся подвиги. Греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев, и посвящали его богу света, наук и искусства — Аполлону. Чтобы прогнать засуху, жрец Зевса Ликейского бросал в воду дубовую ветвь, вызывая таким образом дождь.
В Древнем Риме дуб посвящался верховному богу — Юпитеру, а желуди назывались божественными плодами.
Перед жатвой римляне чтили Цереру, богиню плодородия, пляской и песнями, «поначалу виски листвой увенчавши дубовой». Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события — собрания, свадебные обряды, суды. В священных рощах выделяли наиболее старые деревья, обносили их оградой, за которую разрешалось заходить только жрецам. Здесь жрецы совершали жертвоприношения, делали «оракульские предсказания», якобы, исходившие от божества, живущего в ветвях дерева. Предсказания составлялись в зависимости от шума ветвей и шелеста листьев. Возле такого священного дерева человек был неприкосновенным даже для смертельного врага. Рядом с такими деревьями расставляли скульптуры языческих богов — Перуна, Сварога, Велеса и других, тоже вырезанных из дуба. В жертву приносились мед, брага, пиво, квас, дикие звери, которых живыми бросали в священный огонь из дубовых веток. Взамен люди просили здоровья, удачи в торговле, победы, хорошего урожая: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш — детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки, цветочные гирлянды, куски пряжи, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей».
Но все-таки дуб считался олицетворением мужского начала, поэтому погибших в бою воинов сжигали на погребальных кострах из дубового «древия», так как «дуб — дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». В связи с этим существовал обычай: на праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали дубовыми венками. С дубом связывали сельскохозяйственный календарь:
Дуб одевается — скотина наедается.
Когда дуб развернулся в заячье ухо, сей овес.
Если дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда на дубу почки распускаются — пора сеять лен на легких землях.
Пытались предсказывать будущий урожай:
Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.
Коли с дуба и березы лист опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
Много желудей на дубу — к теплой зиме и плодородному лету.
Сочинялись пословицы и поговорки:
В лесу дуб рубль, а в столице по рублю спица.
Держись за дубок: дубок в землю глубок.
Стар дуб, да корень свеж.
Что ни дуб — то тулуп, что ни сосёнка, то избенка.
Ученые-археологи утверждают, что первым хлебным растением на земле были не злаки, а дуб. При раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых пекли хлеб более 5000 лет назад. У римского поэта Вергилия по этому поводу читаем:
Землю железом пахать научила впервые Церера
В пору, когда по священным лесам оказалась нехватка
В ягодах и желудях, и Дидона питать перестала.
Гален пишет, что желуди питательнее всех семян, так что даже могут сравниться с хлебными злаками. Сырые желуди для человека опасны, так как содержат ядовитое вещество кверцетин, совсем безвредное для животных. Однако при вымачивании либо обжаривании кверцетин разрушается либо вымывается, и желуди становятся съедобными для человека. Желудевая мука и в настоящее время применяется для выпечки кондитерских изделий.
Особенно поражала людей долговечность этого дерева: возраст некоторых из дубов достигал 1000—1500 лет. Плиний Старший писал, что нетронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира. И сейчас дубы в возрасте 300—500 лет не являются редкостью. Старейшему в Европе Стельмукскому дубу (в Литве) 2000 лет. В Латвии в местечке Эдоле жив дуб — ровесник Риги. В Запорожье у селения Верхняя Хортица живет 800-летний дуб. Диаметр его кроны 43 м. Существует предание, что именно под этим дубом писали запорожцы знаменитое письмо турецкому султану, а в 1648 г. в тени этого дуба отдыхал Богдан Хмельницкий.
В 1974 г. в Армении близ Иждевана рухнул от старости дуб, которому к этому времени исполнилось 1523 года. Он был посажен в 449 г. полководцем Варданом Машиконяном в честь победы над персами.
Всем известны бессмертные строчки А. С. Пушкина:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Применение дуба в медицине имеет давнюю традицию. Ариценна сообщает: «Они (желуди) обладают вяжущим свойством… листья дуба сильнее вяжут и меньше сушат».
В русской народной медицине заболевшему рекомендовалось хорошо пропотеть, после чего растереться дубовым четвертным платом. Дубовый плат — свежевыдубленный в отваре коры грубый холст. В бане же охотно парились не только березовыми, но и дубовыми вениками, особенно рекомендовали их заболевшим. Старые русские лечебники советовали лечить раны «дубовым листвием» и мелко толченой дубовой корой.
Кроме того, отвар коры дуба употребляли внутрь при поносах, внутренних и наружных кровотечениях, цинге, рахите, как противоядие при отравлении грибами и солями тяжелых металлов.
В России дубовую кору в больших количествах употребляли при выделке кож. Шкуры загружали в большие чаны, пересыпая их послойно кусками дубовой коры, и выдерживали до тех пор, пока Щкуры не окрашивались в коричнево-красный цвет.
В современной медицине дубовую кору, собранную с молодых веток, применяют для полосканий при заболеваниях полости рта, а также для лечения ожогов. Для приготовления отвара две столовые ложки коры заливают одним стаканом горячей воды, кипятят на водяной бане 30 мин, настаивают 10 мин и процеживают в горячем виде.
На земном шаре насчитывается до 600 видов дуба, у нас в стране — 20 видов. Дуб — крупное дерево. В хороших условиях развивает мощную корневую систему, высокий (до 20 м) ствол и раскидистую пирамидальную или шатровидную крону. Листья кожистые, перистолопастные. Зацветают дубы одновременно с распусканием листьев с 30—60-летнего возраста, но обильно плодоносят лишь один раз в 4—8 лет. Цветки мелкие, зеленоватые, с малозаметным околоцветником. Плоды — желуди разной величины и формы, заключены в разросшуюся деревянистую плюску — чашечку. Цветет в мае, плоды созревают в августе — сентябре. Растет чаще в зоне широколиственных лесов, образуя иногда чистые леса — дубравы.
Основные биологически активные компоненты коры дуба — дубильные вещества. Термин «дубильные вещества» был впервые применен в 1796 г. французским ученым Сегеном для обозначения веществ, способных дубить кожу.
Большую ценность представляет древесина дуба. За свою твердость и красивый рисунок она широко используется в мебельном производстве. Особенно ценен мореный дуб, длительно выдерживающийся в воде, содержащий соединения железа и приобретающий красивую черную окраску. Дубовая древесина — один из важных компонентов при изготовлении коньяка.
Велико и эстетическое наслаждение, которое получает человек от этого прекрасного растения.