Первоцвет весенний

Первоцвет весенний

Первоцвет весенний (баранчики, ключики, котики, желтуха, первенец, ряст, кудель, примула) – Primula veris L. Сем. Первоцветные – Primulaceae

Латинское название рода Primula обозначает «первый»; растение получило его за то, что цветет одним из первых. Видовое название произошло от латинского vernus, чтo значит «дар весны», весенний.

У многих народов это растение известно под названием ключики. В самом деле, соцветие золотистых цветков, склонившееся в одну сторону, напоминает связку золотых ключей. О появлении этих ключей рассказывается в древнегерманских сагах. Ключи эти принадлежали богине весны Фрее. Эта молодая красавица носила многоцветное ожерелье из радуги, которое ей изготовили гномы. Когда богиня наклонялась, ее ожерелье прикасалось к земле и из него выпадали золотые ключи, тотчас превращавшиеся в золотистые первоцветы. Этими ключами богиня открывала дверь настоящему весеннему теплу, и земля покрывалась яркими цветами.

По древним датским сказаниям в первоцвет была превращена принцесса эльфов. Она была отпущена на землю своей повелительницей, но там встретила юношу, которого горячо полюбила. Полюбила настолько, что забыла свою воздушную родину и не захотела возвращаться. В наказание царица эльфов превратила ее в первоцвет, а ее возлюбленного — в анемон. И с тех пор они цветут и умирают вместе.

В Древней Греции первоцвет считался лекарственным цветком Олимпа, его называли цветком двенадцати богов — «додекатеоном» и верили, что он возник из тела умершего от любви юноши Паралисоса. Из жалости к нему боги превратили его в цветок. Древние врачи лечили им различного рода параличи. Не случайно в некоторых странах первоцвет известен под названием «параличной травы».

В средние века появилась еще одна легенда. Будто бы связка золотых ключей принадлежала апостолу Петру, который ими отпирал дверь в царство небесное. Однажды ему сообщили, что нечистые подделали ключи от рая и собираются незаконно туда проникнуть. Разволновался апостол, от волнения уронил связку драгоценных ключей на землю. Послал Петр вдогонку за ними ангела, но ангел не очень спешил, ключи успели упасть на землю и глубоко в нее врезались. Из них вырос золотистый цветок. И хотя ключи возвратились к владельцу, отпечатки их остались на земле. От них и пошли растения, которые нарекли ключиками или ключами Петра.

У многих народов примула считалась носительницей магической силы. У древних кельтов и галлов сбором примулы занимались только жрецы, называемые друидами. Сбор этот обставлялся целым ритуалом. Сборщики должны были отправляться за цветками босиком и натощак; срывая растения, нельзя было глядеть на него, так как только в этом случае оно сохраняло свою силу. Собранные таким образом цветки использовали, кроме всего прочего, и для изготовления любовного напитка. Варился он в полночь из смеси вербены, черники, мха, пшеницы, клевера, меда и других более редких снадобий. Вся эта смесь нагревалась дыханием молодых жриц до тех пор, пока не закипала. Приготовленный таким способом напиток считался верным средством от любовных неприятностей. Интересно, что вера в могущество этого растения длилась тысячелетиями. История сохранила достоверный случай, который произошел с древнеримским писателем Апулеем (II в. н. э.). Апулей, будучи еще не старым, женился на престарелой богатой вдове. Родственники жены возбудили против него судебный процесс, обвинив его в том, что он дал своей жене любовный напиток, который сам и приготовил, обманом склонив ее к замужеству. Вдова, говорят, тоже подтверждала, что он дал ей любовный напиток. Апулею пришлось использовать весь свой ораторский и литературный талант, чтобы оправдаться. При этом он сочинил «Апологию, или Речь в защиту самого себя против обвинения в магии», дошедшую до наших дней.

Приписывалось примуле и свойство открывать скрытые клады. Для этого нужно было найти цветок примулы в ночь под Рождество. При этом появлялась женщина, одетая в белое, с короной на голове и ключом в руках. Она и указывала, будто бы, где нужно искать клад, и вручала счастливцу ключ от запертой двери. В Германии рассказывают множество историй — легенд, в которых незадачливые крестьяне и пастухи, обладатели цветка примулы, вначале находили, а затем теряли богатые клады.

В некоторых странах примулу считают цветком замужества. По поверью, та девушка, которая первой найдет на Пасху цветок первоцвета, непременно в этом году выйдет замуж.

Особенно большой любовью пользовался первоцвет в Англии, где о нем сложено множество сказаний. Называли его волшебным цветком и считали, что в нем укрываются от непогоды крошечные феи и старички-гномы. Чуть только светлый месяц закроется темными облаками и первые капли дождя упадут на землю, маленькие человечки высматривают свой любимый цветок, а найдя его, забираются внутрь золотистого венчика и с удобствами располагаются там. Вскоре раздается их приятное пение, только редко кому из смертных удается услышать его.

У славян первоцветы тоже считались ключами весны. На Украине бытовала обрядовая песня: «Смертная неделя (4-я неделя поста, когда зима начинает умирать), куда ты девала ключи? Я отдала их Вербному воскресенью. Вербное воскресенье, куда ты девало ключи? Я их отдало зеленому (чистому) четвергу. А ты, четверг, кому их отдал? Я их отдал святому Юрию». А святой Юрий (23 апреля) встает и бросает их на землю и вырастают из них первоцветы. Приписывали славяне этому растению и магические свойства. Считали его растением, оберегающим жизнь, называли его рястом (за раннее цветение). Нарвав этих цветов, бросают их на землю, топчут и произносят заклинание: «Топчу ряст, дай бог его топтать и следующего года дождаться», а о немощном больном, которому уж не дожить до следующей весны, говорили: «Ему уж ряста не топтать».

Для многих народов первоцвет — олицетворение родины. Поэтому и существует, наверное, следующая легенда. Жил однажды юноша, одержимый неутомимой жаждой знания. Много лет посвятил он изучению различных наук. Объездил разные страны, постиг тайны духов подземелий и духов подводных. Стал, наконец, непревзойденным по знаниям, уму, физической силе. Но это не принесло ему счастья и удовлетворения. Тысячи новых жгучих вопросов мучили его. С надеждой смотрел он на небо — там найдет он ответы на мучительные вопросы. Наконец, удалось ему раздобыть золотой ключ от неба, добрался он до высочайшей вершины мира, куда не доносилось ни единого звука с земли. Но прежде чем открыть дверь неба и достигнуть вечности, он должен был забыть все то, что оставил: мать, семью, свое детство, родину и зеленеющую землю. И в последний момент рука юноши дрогнула; не смог он забыть все дорогое сердцу, упал на оживающую весной землю и долго лежал, а когда проснулся, то увидел в руке вместо золотого ключа от неба золотой весенний цветок первоцвета.

Англичане цветок первоцвета также связывают с образом родины. Расселяясь в разных концах земли по своим колониям, они непременно увозили с собой растение первоцвета и высаживали его в саду. Жилище англичанина всегда можно было узнать по растущей в его саду примуле. Эта привязанность к цветку усилилась после того, как первоцвет стал любимым цветком лорда Биконсфильда, видного государственного деятеля Англии середины XIX в. Еще совсем молодым человеком лорд познакомился с красивой женщиной, любимыми цветами которой были примулы. Женщина вскоре умерла, и в память о ней лорд не расставался с этими цветами. Не было ни одного дня, когда бы в его петлице не красовался цветок примулы. С тех пор ежегодно 19 апреля, когда в Лондоне торжественно отмечается годовщина смерти этого государственного деятеля, многие носят на груди цветок примулы. Наконец, вершиной культа примулы стало учреждение в 1889 г. «Лиги примулы», основной задачей которой стало увековечивание памяти лорда Биконсфильда и распространение его идей. Примула прославлена и в стихах Шекспира. В комедии «Сон в летнюю ночь» эльф поет:

Я служу царице чудной
В час полночной тишины.
Видишь примул на лужайке
Охранительниц ее.
Видишь пятна расписные
На одеждах их златых?
То рубины дорогие —
Дар волшебниц молодых…
…Я несусь для собиранья
Капель утренней росы;
Я повесить в серединке
Каждой примулы хочу
По жемчужинке-росинке.

В древности верили во всеисцеляющую силу этого растения и применяли при простудах, заболеваниях почек, суставов, против опухолей и в качестве ранозаживляющего средства. Одним из первых растений, включенных в русские травники, были баранчики (так называли первоцвет за мохнато-морщинистые листья). Из листьев и цветков готовили успокоительные и потогонные настои, применяли и против цинги.

В современной народной медицине примулу используют при простудных заболеваниях как отхаркивающее. Настой из цветков употребляется как мочегонное и слабительное средство. Пьют его и при мигрени. На детей он оказывает легкое снотворное действие. Настой готовят из расчета 4 г цветков на 200 г воды.

В научной медицине используется отвар из корневищ с корнями как отхаркивающее и мочегонное средство. Листья первоцвета выделяются среди других растений рекордным содержанием аскорбиновой кислоты, поэтому в свежем, высушенном виде либо в виде порошка используются как витаминное при весеннем гиповитаминозе. Двух-трех свежих листьев достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в аскорбиновой кислоте.

Первоцвет весенний — небольшое многолетнее травянистое растение с коротким вертикальным корневищем, от которого отрастает пучок шнуровидных придаточных корней. Листья продолговато-яйцевидные, с крылатым черешком. Молодые листья опушены, сетчатоморщинистые. Одновременно с розеткой листьев вырастает цветочная стрелка высотой 20—30 см. Она сочная, цилиндрическая, заканчивается односторонним поникшим зонтиком золотистых душистых цветков. Чашечка трубчатая, слегка вздутая, остается при плодах. Венчик трубчатый с пятью отогнутыми листочками. При входе в трубку венчика в зеве расположены красноватые пятна. Цветет первоцвет в мае. Плоды — буроватые коробочки с многочисленными семенами. Растет в светлых лесах на опушках и полянах, на лугах. Встречается по всей европейской части страны, исключая Крайний Север. Корневища и корни первоцвета содержат около 10 % сапонинов, листья — до 6 % (на сухую массу) аскорбиновой кислоты. Цветочные стрелки и листья употребляют в пищу в качестве витаминной и салатной зелени, корни иногда используют как пряность.

Различные виды первоцветов давно введены в культуру, выведены многочисленные декоративные сорта. В XIX в. возникла мода на эти цветы. Любители-садоводы и торговцы цветами строили для них теплицы, активно занимались селекцией новых сортов. Составлялись богатые коллекции, которые были предметом гордости их владельцев, а для некоторых — средством быстрого обогащения. Особенно славились голландские бархатистые аурикулы и английские мучнистые сорта. За редкий сорт платили немалые деньги. Большой любительницей этих цветов была русская императрица Екатерина II. Рассказывают, что у нее была комната, уставленная саксонским фарфором, на котором были изображены цветы примулы.


Внимание: Перед использованием народных методов лечения, народный доктор рекомендует проконсультироваться со своим лечащим врачом. Применяя народные средства без врачебного наблюдения, будьте осторожны и при малейших сомнениях приостановите лечение, проконсультируйтесь у врача или смените метод лечения.

Похожие посты

Мак снотворный

aleksandr44

Маслина европейская

aleksandr44

Роза дамасская

aleksandr44

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.