Первоцвет весенний (баранчики, ключики, котики, желтуха, первенец, ряст, кудель, примула) — Primula veris L. Сем. Первоцветные — Primulaceae
Латинское название рода Primula обозначает «первый»; растение получило его за то, что цветет одним из первых. Видовое название произошло от латинского vernus, чтo значит «дар весны», весенний.
У многих народов это растение известно под названием ключики. В самом деле, соцветие золотистых цветков, склонившееся в одну сторону, напоминает связку золотых ключей. О появлении этих ключей рассказывается в древнегерманских сагах. Ключи эти принадлежали богине весны Фрее. Эта молодая красавица носила многоцветное ожерелье из радуги, которое ей изготовили гномы. Когда богиня наклонялась, ее ожерелье прикасалось к земле и из него выпадали золотые ключи, тотчас превращавшиеся в золотистые первоцветы. Этими ключами богиня открывала дверь настоящему весеннему теплу, и земля покрывалась яркими цветами.
По древним датским сказаниям в первоцвет была превращена принцесса эльфов. Она была отпущена на землю своей повелительницей, но там встретила юношу, которого горячо полюбила. Полюбила настолько, что забыла свою воздушную родину и не захотела возвращаться. В наказание царица эльфов превратила ее в первоцвет, а ее возлюбленного — в анемон. И с тех пор они цветут и умирают вместе.
В Древней Греции первоцвет считался лекарственным цветком Олимпа, его называли цветком двенадцати богов — «додекатеоном» и верили, что он возник из тела умершего от любви юноши Паралисоса. Из жалости к нему боги превратили его в цветок. Древние врачи лечили им различного рода параличи. Не случайно в некоторых странах первоцвет известен под названием «параличной травы».
В средние века появилась еще одна легенда. Будто бы связка золотых ключей принадлежала апостолу Петру, который ими отпирал дверь в царство небесное. Однажды ему сообщили, что нечистые подделали ключи от рая и собираются незаконно туда проникнуть. Разволновался апостол, от волнения уронил связку драгоценных ключей на землю. Послал Петр вдогонку за ними ангела, но ангел не очень спешил, ключи успели упасть на землю и глубоко в нее врезались. Из них вырос золотистый цветок. И хотя ключи возвратились к владельцу, отпечатки их остались на земле. От них и пошли растения, которые нарекли ключиками или ключами Петра.
У многих народов примула считалась носительницей магической силы. У древних кельтов и галлов сбором примулы занимались только жрецы, называемые друидами. Сбор этот обставлялся целым ритуалом. Сборщики должны были отправляться за цветками босиком и натощак; срывая растения, нельзя было глядеть на него, так как только в этом случае оно сохраняло свою силу. Собранные таким образом цветки использовали, кроме всего прочего, и для изготовления любовного напитка. Варился он в полночь из смеси вербены, черники, мха, пшеницы, клевера, меда и других более редких снадобий. Вся эта смесь нагревалась дыханием молодых жриц до тех пор, пока не закипала. Приготовленный таким способом напиток считался верным средством от любовных неприятностей. Интересно, что вера в могущество этого растения длилась тысячелетиями. История сохранила достоверный случай, который произошел с древнеримским писателем Апулеем (II в. н. э.). Апулей, будучи еще не старым, женился на престарелой богатой вдове. Родственники жены возбудили против него судебный процесс, обвинив его в том, что он дал своей жене любовный напиток, который сам и приготовил, обманом склонив ее к замужеству. Вдова, говорят, тоже подтверждала, что он дал ей любовный напиток. Апулею пришлось использовать весь свой ораторский и литературный талант, чтобы оправдаться. При этом он сочинил «Апологию, или Речь в защиту самого себя против обвинения в магии», дошедшую до наших дней.
Приписывалось примуле и свойство открывать скрытые клады. Для этого нужно было найти цветок примулы в ночь под Рождество. При этом появлялась женщина, одетая в белое, с короной на голове и ключом в руках. Она и указывала, будто бы, где нужно искать клад, и вручала счастливцу ключ от запертой двери. В Германии рассказывают множество историй — легенд, в которых незадачливые крестьяне и пастухи, обладатели цветка примулы, вначале находили, а затем теряли богатые клады.
В некоторых странах примулу считают цветком замужества. По поверью, та девушка, которая первой найдет на Пасху цветок первоцвета, непременно в этом году выйдет замуж.
Особенно большой любовью пользовался первоцвет в Англии, где о нем сложено множество сказаний. Называли его волшебным цветком и считали, что в нем укрываются от непогоды крошечные феи и старички-гномы. Чуть только светлый месяц закроется темными облаками и первые капли дождя упадут на землю, маленькие человечки высматривают свой любимый цветок, а найдя его, забираются внутрь золотистого венчика и с удобствами располагаются там. Вскоре раздается их приятное пение, только редко кому из смертных удается услышать его.
У славян первоцветы тоже считались ключами весны. На Украине бытовала обрядовая песня: «Смертная неделя (4-я неделя поста, когда зима начинает умирать), куда ты девала ключи? Я отдала их Вербному воскресенью. Вербное воскресенье, куда ты девало ключи? Я их отдало зеленому (чистому) четвергу. А ты, четверг, кому их отдал? Я их отдал святому Юрию». А святой Юрий (23 апреля) встает и бросает их на землю и вырастают из них первоцветы. Приписывали славяне этому растению и магические свойства. Считали его растением, оберегающим жизнь, называли его рястом (за раннее цветение). Нарвав этих цветов, бросают их на землю, топчут и произносят заклинание: «Топчу ряст, дай бог его топтать и следующего года дождаться», а о немощном больном, которому уж не дожить до следующей весны, говорили: «Ему уж ряста не топтать».
Для многих народов первоцвет — олицетворение родины. Поэтому и существует, наверное, следующая легенда. Жил однажды юноша, одержимый неутомимой жаждой знания. Много лет посвятил он изучению различных наук. Объездил разные страны, постиг тайны духов подземелий и духов подводных. Стал, наконец, непревзойденным по знаниям, уму, физической силе. Но это не принесло ему счастья и удовлетворения. Тысячи новых жгучих вопросов мучили его. С надеждой смотрел он на небо — там найдет он ответы на мучительные вопросы. Наконец, удалось ему раздобыть золотой ключ от неба, добрался он до высочайшей вершины мира, куда не доносилось ни единого звука с земли. Но прежде чем открыть дверь неба и достигнуть вечности, он должен был забыть все то, что оставил: мать, семью, свое детство, родину и зеленеющую землю. И в последний момент рука юноши дрогнула; не смог он забыть все дорогое сердцу, упал на оживающую весной землю и долго лежал, а когда проснулся, то увидел в руке вместо золотого ключа от неба золотой весенний цветок первоцвета.
Англичане цветок первоцвета также связывают с образом родины. Расселяясь в разных концах земли по своим колониям, они непременно увозили с собой растение первоцвета и высаживали его в саду. Жилище англичанина всегда можно было узнать по растущей в его саду примуле. Эта привязанность к цветку усилилась после того, как первоцвет стал любимым цветком лорда Биконсфильда, видного государственного деятеля Англии середины XIX в. Еще совсем молодым человеком лорд познакомился с красивой женщиной, любимыми цветами которой были примулы. Женщина вскоре умерла, и в память о ней лорд не расставался с этими цветами. Не было ни одного дня, когда бы в его петлице не красовался цветок примулы. С тех пор ежегодно 19 апреля, когда в Лондоне торжественно отмечается годовщина смерти этого государственного деятеля, многие носят на груди цветок примулы. Наконец, вершиной культа примулы стало учреждение в 1889 г. «Лиги примулы», основной задачей которой стало увековечивание памяти лорда Биконсфильда и распространение его идей. Примула прославлена и в стихах Шекспира. В комедии «Сон в летнюю ночь» эльф поет:
Я служу царице чудной
В час полночной тишины.
Видишь примул на лужайке
Охранительниц ее.
Видишь пятна расписные
На одеждах их златых?
То рубины дорогие —
Дар волшебниц молодых…
…Я несусь для собиранья
Капель утренней росы;
Я повесить в серединке
Каждой примулы хочу
По жемчужинке-росинке.
В древности верили во всеисцеляющую силу этого растения и применяли при простудах, заболеваниях почек, суставов, против опухолей и в качестве ранозаживляющего средства. Одним из первых растений, включенных в русские травники, были баранчики (так называли первоцвет за мохнато-морщинистые листья). Из листьев и цветков готовили успокоительные и потогонные настои, применяли и против цинги.
В современной народной медицине примулу используют при простудных заболеваниях как отхаркивающее. Настой из цветков употребляется как мочегонное и слабительное средство. Пьют его и при мигрени. На детей он оказывает легкое снотворное действие. Настой готовят из расчета 4 г цветков на 200 г воды.
В научной медицине используется отвар из корневищ с корнями как отхаркивающее и мочегонное средство. Листья первоцвета выделяются среди других растений рекордным содержанием аскорбиновой кислоты, поэтому в свежем, высушенном виде либо в виде порошка используются как витаминное при весеннем гиповитаминозе. Двух-трех свежих листьев достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в аскорбиновой кислоте.
Первоцвет весенний — небольшое многолетнее травянистое растение с коротким вертикальным корневищем, от которого отрастает пучок шнуровидных придаточных корней. Листья продолговато-яйцевидные, с крылатым черешком. Молодые листья опушены, сетчатоморщинистые. Одновременно с розеткой листьев вырастает цветочная стрелка высотой 20—30 см. Она сочная, цилиндрическая, заканчивается односторонним поникшим зонтиком золотистых душистых цветков. Чашечка трубчатая, слегка вздутая, остается при плодах. Венчик трубчатый с пятью отогнутыми листочками. При входе в трубку венчика в зеве расположены красноватые пятна. Цветет первоцвет в мае. Плоды — буроватые коробочки с многочисленными семенами. Растет в светлых лесах на опушках и полянах, на лугах. Встречается по всей европейской части страны, исключая Крайний Север. Корневища и корни первоцвета содержат около 10 % сапонинов, листья — до 6 % (на сухую массу) аскорбиновой кислоты. Цветочные стрелки и листья употребляют в пищу в качестве витаминной и салатной зелени, корни иногда используют как пряность.
Различные виды первоцветов давно введены в культуру, выведены многочисленные декоративные сорта. В XIX в. возникла мода на эти цветы. Любители-садоводы и торговцы цветами строили для них теплицы, активно занимались селекцией новых сортов. Составлялись богатые коллекции, которые были предметом гордости их владельцев, а для некоторых — средством быстрого обогащения. Особенно славились голландские бархатистые аурикулы и английские мучнистые сорта. За редкий сорт платили немалые деньги. Большой любительницей этих цветов была русская императрица Екатерина II. Рассказывают, что у нее была комната, уставленная саксонским фарфором, на котором были изображены цветы примулы.
Внимание: Перед использованием народных методов лечения, народный доктор рекомендует проконсультироваться со своим лечащим врачом. Применяя народные средства без врачебного наблюдения, будьте осторожны и при малейших сомнениях приостановите лечение, проконсультируйтесь у врача или смените метод лечения.